25.04.2018

Игровые приемы в работе с гиперактивными детьми

для коррекции речевых нарушений.

Е.В. Игнатовская

учитель – логопед высшей квалификационной категории

 

На современном этапе развития специального образования остро стоит проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями, в сочетании их с вторичными отклонениями в развитии ведущих психических процессов, в эмоционально – волевой сфере и соответственно проблема последующей адаптации и социализации этой категории детей в обществе.

В настоящее время очень часто общее недоразвитие речи у дошкольников сочетается с синдромом гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обусловлен нарушением работы центральной нервной системы и проявляется в неспособности ребенка концентрировать внимание, долго сосредотачиваться на чем-либо. Дети с таким синдромом очень импульсивны, неусидчивы, невнимательны, с неестественно высокой двигательной активностью. Синдром дефицита внимания и гиперактивности мешает не только социальной адаптации, но и обучению ребенка.

У дошкольников с общим речевым недоразвитием в сочетании с СДВГ наряду с речевыми нарушениями проблемы психологического характера препятствуют нормальному усвоению изучаемого материала, развитию деятельности (игровой, предметной, учебной), задерживают формирование навыков общения с окружающими. Также выражены нарушения в сфере познавательных процессов, связанные с расстройствами гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Зачастую память у детей с СДВГ присутствует в норме, но из-за неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале. Ребенок часто не замечает своих ошибок, забывает конечную задачу, легко переключается на побочные или несуществующие раздражители, не может остановить побочные ассоциации.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости. Аффективная напряженность, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства.

Эмоциональное развитие у таких детей отстает от нормальных показателей, настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. Для детей характерны: заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину общего недоразвития речи у детей.

Таким образом, картина общего речевого недоразвития в сочетании с синдромом гиперактивности дополняется целым комплексом недостатков психологического характера, что определяет трудности дальнейшей коррекции речевых нарушений.

Для гиперактивных, тревожных и агрессивных детей успокаивающим средством является игра. Так как язык игры доступен и понятен каждому ребенку всю образовательную деятельность, направленную на формирование всех компонентов речи, лучше выстраивать в виде различных игр и игровых упражнений, что обеспечит положительную мотивацию и интерес к занятиям. Игровые формы заинтересовывают ребенка, вызывают желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные задания. Основная цель игры в логопедической деятельности является: повышение эффективности усвоения новой информации, устойчивости внимания, вызывать у детей положительное отношения к учебной деятельности.

При коррекции речевых нарушений у детей с СДВГ предполагается комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе, которого, реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Развитие проводится по основным направлениям:

* развитие сенсорных и моторных функций;

* развитие мимической мускулатуры;

* развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

* развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Предлагается разнообразное построение образовательной деятельности с детьми: игра, занятие – спектакль, дети – учителя. Используются игрушки – посредники, литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение образовательной деятельности позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Основная цель, представленных игровых приемов – развитие всех компонентов устной речи, повышение эффективности усвоения новой информации, устойчивости внимания, вызывать у детей положительное отношения к образовательной деятельности.

Все игровые мероприятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей, с привлечением различных игровых наглядных средств, для обогащения чувственного познавательного опыта детей с ДВГ, что в дальнейшем способствует более успешному обучению данной категории детей.